Большая часть художников-граверов, в частности, граверов по стеклу, работают с малыми формами: гравированные рюмки, бокалы, стаканы, небольшие графины, памятные таблички, стеклышки с размерами не больше листа А5.
В современном мире широко применяются лазеры для нанесения гравировки на стекло.
Малые формы, конечно же есть в мастерской Владимира Маковецкого и Елены Лаврищевой, но все они выполнены вручную механическими инструментами или инструментами с электрическим приводом.
Такие арт-объекты, как “Святой Георгий” или “Звено в цепи” – вполне можно взять в руки и любоваться, как ювелирным изделием.
Однако, их гравировка всегда отличается глубиной и вниманием к мельчайшим деталям. На гладком стекле почти на всю его толщину выбран впечатляющий объем.
Сказать, что это просто гравированное стекло – слишком мало даже для таких относительно небольших художественных работ. Это всегда объемная, фактурная композиция.
Как верно замечают искусствоведы: «Традиционная, одна из самых классических техник – гравировка приобрела скульптурную выразительность в уникальных по исполнению произведениях Маковецкого и Лаврищевой» См. статью О.С. Субботиной
Гравировка на утилитарном стекле
В работах, выполненных Владимиром и Еленой в технике классической гравировки на утилитарном стекле, присутствует определенный шарм и тонкий сюжетный юмор.
Достаточно присмотреться к гравированным стаканам с говорящим названием “Галантные сцены”. Очаровательные и очень теплые сюжеты выполнены с ювелирной точностью и завораживают зрителя.
Тончайшие линии сочетаются с разнообразием фактур: от искрящихся сколов, до абсолютной гладкости полировки.
Гравировка, шлифовка и полировка позволяют художникам-граверам играть с прозрачностью: от матовых шероховатых поверхностей, до кристальной прозрачности.
Владимир и Елена часто экспериментируют и создают новые, смелые приемы. Так в работе “Белое Безмолвие” видны глубокие врезы алмазным диском проходящие сквозь стекло!
Это уже не гравировка, а художественная резьба по стеклу.
Владимиру хватает смелости работать с таким хрупким материалом, буквально как скульптор: зубилом и молотком. Он называет этот прием выколоткой.
Художник целенаправленно позволяет стеклу крошиться и создавать уникальные искрящиеся поверхности.
Особенно хочется отметить, что среди работ Владимира и Елены есть величайшие произведения, как с точки зрения художественной ценности, так и в буквальном смысле по физическим размерам.
Это не просто гравированное стекло, которое можно подержать в руках. Многие работы настолько велики и содержат такое количество сюжетов и мельчайших рисунков, что ими можно любоваться часами.
Можно не стесняясь, смело заявить: Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий создают не просто гравированные рисунки на стеклах, а подлинные шедевры.
При этом изящество рисунка на огромном пласте оптического стекла по детализации зачастую превосходит работы, выполненные классиками гравировки на стекле с размерами бокала или стакана.
Созданные вручную, проработанные до мельчайших деталей, гравированные картины Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого порой в размере больше человеческого роста и вызывают искреннее восхищение.
Такие работы под силу только великим мастерам. Посмотрите на гравированный витраж для окон в кабинете.
Огромное полотно с величайшим множеством мельчайших деталей.
При том, что размер картины по высоте превышает 2 м – многие элементы гравировки на стекле можно рассматривать с увеличительным стеклом – настолько они тонкие и изящные.
Гравированное стекло, точнее витраж, выполнен в стиле барокко. Рисунок содержит очень сложный орнамент: цветы, венки, зверей, мифических существ, рыцарей в доспехах и еще тысячу мельчайших деталей.
Свойственные стилю динамичность образов, напряженность, аффектация и стремление к величию и пышности на гравированном стекле смотрятся слаженно и гармонично.
Все проработано, продумано и выгравировано с изумительной точностью. Возле такого полотна можно стоять с открытым ртом много часов подряд. Чем ближе Вы подходите к гравированному стеклу, тем больше оно завораживает.
Можно до бесконечности всматриваться в рисунки на ножнах, разглядывать траву, элементы одежды, любоваться чешуйками драконов, перьями на шлемах и шляпах.
Каждая деталь доведена до совершенства: прорисована и затем выгравирована на стекле с такой точностью, что невольно задумываешься – сколько труда, сколько сил и времени вложено в эти произведения искусства.
Работы Елены и Владимира впечатляют. Это не то слово. Завораживают, ошарашивают, вводят в транс.
Их работы можно купить, заказать или просто посмотреть на выставках и в музеях.