Гравировка на больших плоскостях стекла. Часть 2 – Процесс работы

This article has been translated into English. You could see it here: Engraving on large planes of glass

II. Процесс работы.

Разметка

Гравировка начинается с очень важного этапа – разметки рисунка композиции на изделии. О серьёзности этого момента говорит тот факт, что настоящий Мастер никогда не станет работать по чужой разметке. 

Рабочие рисунки мы готовим на лавсановой кальке, она наиболее надёжна и не боится воды. Калька с рисунком композиции закрепляется на поверхности стекла бумажным скотчем вместе с подложенной под неё копировальной бумагой и рисунок передавливается остро заточенным карандашом на стекло (Рис. 49, 50).

При боковой подсветке лампой след на поверхности хорошо виден теперь его остаётся аккуратно обвести при помощи «гравёра» с алмазным бором.
marking on the glass before engraving
Рис.49 - Нанесение разметки рисунка на стекле перед гравировкой
marking on glass using lavsan tracing paper
Рис.50 - Нанесение разметки на стекло с помощью лавсановой кальки
Для этой цели хорошо подходит самый маленький гравёр «Proxxon» с установленным на него алмазным бором «Пламя» (Рис. 51, 52, 53).
fine bur for glass engraving
Рис.51 - самый маленький гравёр «Proxxon» с установленным на него алмазным бором
diamond bur for manicure
Рис.52 - бор алмазный маникюрный (приспосабливаемый для гравировки по стеклу)
special sharpening diamond bur for engraving
Рис.53- специальная заточка бора на наждачном камне для гравировки по стеклу (нанесения разметки)

Бор затачивается на мелкозернистом наждачном камне таким образом, чтобы создать на его конце плоскую площадку. Её кромка и является рисующим элементом. Для разметки лучше всего использовать алмазные боры с красной или жёлтой меткой, т.е. с мелким зерном.

Artist making markup on the glass with a diamond bur before engraving
Рис.54 - Художник алмазным бором наносит разметку на стекле перед гравировкой
markup on the glass before engraving
Рис.55 - Разметка на стекле перед гравировкой
След от алмазного бора должен быть максимально тонким и не глубоким, не нарушающим силуэт рисунка. В тех случаях, когда точность силуэта особенно важна, например при исполнении портретной гравировки, линию разметки лучше провести с небольшим упреждением, в 0,5 мм., внутрь силуэта. Таким образом легче получить чистый край выбранного рельефа не оставив следа от разметки (Рис. 54, 55, 56).
Artist making markup on the glass before engraving
Рис.56 - Разметка перед гравировкой стекла

Построение объемов

Начиная непосредственно работу с построением объёмов, необходимо досконально продумать последовательность выборки фрагментов рисунка по глубинам.

Начинать надо с дальних планов с минимальной выборкой, используя при этом круги максимально возможного диаметра. Объём раскатывается далеко под следующий, планируемый по порядку. Тонко заточенным твёрдым карандашом размечается следующий этап, производится набор и т.д. каждый раз всё меньшими по диаметру кругами (Рис. 57- 69). 

Мы подготовили несколько подборок фотографий под общим названием «Метаморфозы», иллюстрирующих поэтапную выборку объёмов при гравировке. Такие подборки могут служить учебным пособием для начинающих художников.

Их можно посмотреть на нашем сайте (glass-engraver.ru) и нашей странице Фейсбук.

Рис. 57- 69

engraved textures
Рис. 70 - Орнамент с различными типами фактур. Фрагмент гравировки на стекле

Создание фактур при гравировке стекла

Используя инструмент с различной зернистостью, как алмазный, так и резиноабразивный, и полировальный, можно на фрагментах гравировки поменять фактуру поверхности. Палитра может быть от сверкающей от грубого зерна алмаза до полуполированной и полированной от резиноабразивных и полировальных кругов (Рис. 70, 71, 72, 73, 74).

engraving of various textures
Рис. 71 - Выборка объемов с грубой фактурой и нанесенным рисунком для следующего слоя
different types of textures engraved on glass
Рис. 72 - Различные типы фактур зимнего леса при гравировке на стекле
different surface textures when engraving glass
Рис. 73 - Выгравированные на стекле фактуры воды, искрящихся льдинок и снега
engraving of various textures on the glass
Рис. 74 - Матовые и зеркально глянцевые фактуры. Элемент гравировки на стекле

Расширение палитры фактур при гравировке стекла

Значительно расширяет палитру работа остро заточенными скарпелями разного диаметра и грубой алмазной пилой (Рис. 75, 76, 77).
textures engraved on the glass with a diamond saw
Рис. 75 - Гравировка стекла алмазной пилой.
textures engraved on the glass
Рис. 76 - Необычные фактуры гравированного стекла
textures engraved on glass with a scarpel and a diamond saw
Рис. 77 - Гравированное оптическое стекло. Арт-объект "Мольба"

Метод гравировки стекла “выколоткой” (пуантилизм)

Чем шире палитра, доступная художнику, тем живописнее, утончённее становится матовая гравировка стекла. 

Техника гравирования по стеклу алмазным наконечником или сегодня тонко заточенным остриём твёрдосплавной скарпели известна с древних времён – английский (голландский) пуантилизм на стекле.

Наш подход мы назвали «выколоткой». Скарпели и лёгкий молоток выстукивают на поверхности стекла и крошечные точки и грубые сверкающие сколы, что позволяет усилить контраст, когда он задуман художником (Рис. 78, 79, 80, 81).

pointillism as a glass engraving technology
Рис. 78 - Пуантилизм ("выколотка") в работе "Шоу" - гравированное стекло к Юбилею Цирка
pointillism as a technology of engraving
Рис. 79 - Художник гравирует стекло методом "выколотки"
pointillism as an engraving technology
Рис. 80 - Фактура поверхности, созданная методом выколотки
pointillism in glass engraving
Рис. 81 - усиление эффекта сверкания методом "выколотки"
protective box against splinters when engraving glass using pointillism when folded
Рис. 82 - Защитный бокс от осколков для гравировки стекла "выколоткой" в сложенном состоянии

Для «выколотки» стекло укладывается на ложе из пористой резины, расположенное в защищённом от разлёта осколков с 3-х сторон полиэтиленовой плёнкой боксе. Бокс разборный и в собранном виде не мешает другой работе. Полотнища плёнки легко опускаются и создают замкнутое пространство. Работа ведётся обязательно в маске, под рукой должен быть пылесос. Даже твёрдосплавные скарпели тупятся довольно быстро и их приходится подтачивать карборундовым кругом на малой скорости (Рис. 82, 83, 84, 85).

protection against fragments glass engraving
Рис. 83 - Развертывание защитного бокса для гравировки стекла методом "выколотки"
protection against splinters when working with pointillism when engraving glass
Рис. 84 - Защитный кожух от осколков при гравировке стекла частично развернут
Protective box against splinters when engraving glass with pointillism in the unfolded state. The artist works inside
Рис. 85 - Защитный бокс от осколков при гравировке стекла методом "выколотки" (пуантилизмом) в полностью разложенном состоянии. Художник работает внутри

Использование при гравировке алмазной пилы

Использование при гравировке алмазной пилы даёт очень интересные эффекты, которые можно применить в создании композиции. Глубокие широкие пропилы, иногда сквозные, лучше выполнять крупнозернистой пилой с толщиной диска 2 мм. В работе используется шлифовальная машина Flex с подачей воды. Она подвешивается с помощью резиновой тяги, компенсирующей вес, на штанге 3. Щиток из пластика защищает от брызг (Рис. 86, 87, 88, 89).
glass sculpture - the work of an artist with a diamond saw
Рис. 86 - Скульптура из стекла - работа художника алмазной пилой
Using a diamond saw when engraving glass
Рис. 87 - Использование алмазной пилы при гравировке стекла
Unusual texture on glass created with a diamond saw
Рис. 89 - Необычная фактура на стекле, созданная алмазной пилой
glass engraving made with a diamond saw
Рис. 88 - Гравировка стекла, выполненная алмазной пилой

Изготовление пробников гравировки стекла

Несмотря на многолетний опыт каждый серьёзный проект мы начинаем с подробного обдумывания плана работы и как правило изготовления серии пробников. 

Так для фрагмента большого стекла в спальне с купидоном необходимо было найти фактуру занавеса на заднем плане, принципиальное решение по фигуре и дыму из кацеи (Рис. 90. 91, 92).

A test sample of engraving on glass. Options for the texture of fabric for curtains
Рис. 91 - Пробный образец гравировки на стекле. Варианты фактуры ткани для штор
engraving on glass with fabric texture
Рис. 90 - Гравированное стекло (фрагмент). На заднем плане фактура ткани (занавес)
Glass engraving step by step - creating different shapes and textures
Рис. 92 - Гравировка стекла шаг за шагом: создание различных форм и фактур

При работе над панно «Пейзаж» (Рис. 93) нам пришлось решать массу новых для себя задач и соответственно делать целую серию пробников. Вот некоторые из них. 

Пробники на гравировку зимних елей (Рис. 94, 95, 96).

Engraved glass panel "The landscape"
Рис. 93 - Гравированное стеклянное панно "Пейзаж"
Engraving on glass: winter spruce
Рис. 94 - Пробная гравировка на стекле: зимняя ель
The winter spruce - engraving on a glass
Рис. 95 - Зимняя ель. Пробная гравировка на стекле. Фактуры снега и горные вершины.
Light passes through the winter spruce - glass engraving option
Рис. 96 - Свет проходит через зимнюю ель - вариант гравировки на стекле
Engraved glass. Water texture. Cold river
Рис. 97 - Пробная гравировка холодной воды в технике процарапывания скарпелями
Или пробники на поверхность зимней стылой реки. Сначала пробовали применить технику гравировки процарапыванием тонкими скарпелями, но в результате перешли на работу резиноабразивными кругами (Рис. 97,98, 99).
Engraved glass - a test piece with the texture of a cold river engraving
Рис. 98 - Гравированное стекло. Пробник гравировки ледяной реки
Engraved glass. Cold river water texture.
Рис. 99 - Гравированное стекло. Фактура стылой речной воды
Уделяя такое внимание пробникам почти для каждой работы, мы решаем сразу несколько задач. С одной стороны, это принятие правильного решения в технике исполнения фрагмента основной работы, с другой это создание в мастерской большой коллекции разноплановых пробников даже таких, казалось бы мелких. Они могут являться основой для будущих работ (Рис. 100, 101, 102, 103).
Engraved glass - trial version
Рис. 100 - Тестовый образец гравированного стекла
engraved glass - test piece
Рис. 101 - Пробник гравированного стекла
fragment of engraved glass - trial copy
Рис. 102 - Фрагмент гравированного стекла. Пробник
engraved glass - test piece
Рис. 103 - Пробник на построение объёмов рисунка
Надеемся методика, которую мы здесь изложили может помочь художнику в освоении навыков гравёрного мастерства, наиболее полно и ярко выразить свои замыслы, выразить себя.
Гравировка на больших плоскостях стекла. Часть 2 – Процесс работы
Protective box against splinters when engraving glass with pointillism in the unfolded state. The artist works inside
Закрыть меню