Гравировка стекла. Современные возможности развития.

Сообщение на конференции в Музее стекла. Елагин остров, Санкт Петербург, Россия. 
The article is available in English →

Музей стекла на Елагином острове

Нам очень нравится такое определение гравировки стекла Саймона Уистлера – «Моя собственная аналогия стекла – представить, что оно на самом деле сделано из света; свет зажат между двумя полированными сторонами.  Царапина на поверхности и свет выходит в этом месте. Задача гравера состоит в том, чтобы найти и выпустить свет так, чтобы лучше всего выразить свои идеи».

Таким образом осознанное нарушение целостности полированной поверхности стекла это и есть гравировка. Существуют различные методы создания изображения каждый из которых можно отнести к понятию «техника гравировки стекла».

История гравировки стекла

Древний мир

Сначала немного об истории гравировки.

Изначально, ещё в древнем Риме и средневековом исламском мире появился приём декорирования стекла алмазом.

Это были царапины и точки на поверхности, чуть позже появился приём гравировки на станке каменными и медными кругами.

Рим 3 век;
Сирия или Ирак 8 – 9 век;
Сирия или Ирак 8 – 9 век;
Римские сосуды
Римские сосуды

Голландия XVII век

Гравировка алмазным остриём достигла пика своего развития в Нидерландах в 17 веке. Сегодня вместо алмазов используются другие твердые материалы, такие как карбид вольфрама.
Голландский кубок Аарта Шумана 1743г.
Голландский кубок Аарта Шумана 1743г.
Гравированный Голландский кубок Аарта Шумана 1743г.
Гравированный Голландский кубок Аарта Шумана. (Увеличенный фрагмент гравировки на поверхности).

Очень твёрдый, очень острый предмет, алмаз или карбид вольфрама, выстукивает на поверхности стекла крошечные точки, которые используются, чтобы составить рисунок. Чем ближе точки, тем белее поверхность. Изменение плотности точек создает диапазон оттенков, от черного цвета нетронутого стекла до белого цвета тщательно выгравированной области, изображение формируется с использованием света, который попал в стекло в месте прокола поверхности.

Результирующая гравюра имеет деликатное, эфирное качество, которое не может быть произведено никаким другим методом гравировки. Чтобы выглядеть максимально эффектно, такая гравюра должна быть должным образом освещена.

XX век. Возрождение гравировки стекла

Гравировка на стекле в церкви Святого Николая в Мортоне
Гравировка на стекле в церкви Святого Николая в Мортоне

Вершиной произведений, выполненных в этой технике на наш взгляд несомненно являются окна в церкви Святого Николая в Мортоне, исполненные Сэром Лоуренсом Уистлером.

Он в одиночку возродил в 20 веке традицию точечной гравировки, сложную технику, популярную в 17-18 веках. Его одновременное использование методов линейной гравировки и точечного рисунка на обеих сторонах плоского стекла было большим нововведением, создавая иллюзию перспективы в его изображении английских пейзажей.

Сэр Лоуренс Уистлер (1912 – 2002г), Церковь Святого Николая в Мортоне.

Церковь Святого Николая в Мортоне, что в нескольких милях к востоку от Дорчестера, подверглась бомбардировке во время Второй мировой войны. После войны её перестроили, окна застеклили простыми стеклами, и в течение тридцати лет Уистлер их гравировал.

Эффект потрясающий. Днем через гравюры просматривается красивая сельская местность. Изображения на стекле смешиваются с реальным миром за стеклом, становятся его частью. При изменении освещения впечатление от произведения меняется, ночью гравюры прекрасно видны на тёмном фоне.

Церковь Святого Николая в Мортоне. Гравировка на оконном стекле
Церковь Святого Николая в Мортоне. Гравировка на оконном стекле
Гравировка на оконном стекле "13-ый ученик". Церковь Святого Николая в Мортоне. Сэр Лоуренс Уистлер (1912 – 2002г)
Гравировка на оконном стекле "13-ый ученик". Церковь Святого Николая в Мортоне. Сэр Лоуренс Уистлер (1912 – 2002г)

Тринадцатый ученик

А вот окно «Тринадцатый ученик», разработанное в 1987 году. 

На нем изображен Иуда Искариот в момент, когда он повесился в раскаянии за предательство Иисуса. Его 30 серебряных монет стекают сквозь пальцы на землю. Сэр Лоуренс Уистлер, назвал его «окном прощения» и показал, как серебряные монеты превращаются в цветы, прежде чем они коснулись земли.

Гравировка фигуры Иуды и пейзаж, изображённые на стекле настолько прозрачны, что вбирают в себя окружающий мир и его отражения в стекле, создавая впечатление реальности нереального. Мираж – видения из прошлого.

Окно установлено в 2013 году, уже после смерти художника.

Традиционный метод гравировки стекла

Гравировка на станке

Наиболее традиционный метод гравировки стекла – на станке так же насчитывает несколько столетий и до сих пор используется многими художниками во всём мире. Основной принцип – изделие в руках мастера, и он подносит его снизу, сбоку, под углом к режущему инструменту (медному кругу с суспензией абразивного порошка или кругу с алмазным слоем).
Гравировка стекла на станке
Гравировка на станке

Однако посвятив себя этому способу гравировки надо заранее быть готовым к большим сложностям её освоения.   

Достичь уровня, когда техническая сторона навыка работы позволяет максимально выполнить всё задуманное автором, очень сложно, такое достаётся только многолетней практикой. 

Одновременно с этим, при использовании приёмов традиционной гравировки на станке, существует целый ряд ограничений, с которыми вынужден считаться автор, обдумывающий очередную работу.  В первую очередь это вес и размеры объекта над которым предстоит трудится.

Гравировка на больших плоскостях

Джон Хаттон. Гравировка на стекле
Джон Хаттон. Гравировка на стекле

Гравировка с помощью мотора с гибким валом позволяет во многом избежать проблем с размером и весом обрабатываемого изделия. Хочется специально отметить что способ гравировки, когда режущий инструмент находится в руке художника осваивается значительно легче, чем традиционный на станке.

По сути дела, первооткрывателем такого метода гравировки стекла стал ещё в 1953 году, английский художник Джон Хаттон. Он разработал метод гравировки с помощью шлифовального круга, прикрепленного к гибкому приводу.

Для того времени это был абсолютно уникальный подход к работе со стеклом, позволивший ему решать задачи невыполнимые никаким другим способом.

Он применил его для работы над стеклянным «Экраном святых и ангелов» в западном окне воссозданного после 2-й Мировой войны Ковентри Собора в Великобритании.  

Гигантский экран – окно, размером 21,5 – 19 метров, разделяет новый современный собор и мемориал в виде законсервированных останков старого собора Святого Михаила. Они оставлены как напоминание о страдании и прощении. И Ангелы Джона Хаттона трубят на их фоне!

На гравировку шестидесяти шести фигур ему потребовалось 10 лет!

«Экран святых и ангелов». Джон Хаттон. Ковентри Собор в Великобритании
«Экран святых и ангелов». Джон Хаттон. Ковентри Собор в Великобритании
Фрагмент «Экрана святых и ангелов». Джон Хаттон. Ковентри Собор в Великобритании.
Фрагмент «Экрана святых и ангелов». Джон Хаттон. Ковентри Собор в Великобритании.
Ангел Хаттона
Фрагмент гравировки на стекле в Ковентри Соборе в Великобритании. «Экран святых и ангелов». Джон Хаттон.

Фигуры Ангелов значительно больше человеческого роста и за счёт эскизности, лёгкости изображения, своей полупрозрачности не мешают восприятию всего пространства в целом.

Большинство фигур выполнены активно полированными с последующим нанесением матовой тонкой графики. Читаются совершенно по-разному в зависимости от точки просмотра – от фона на который они попадают при просмотре. Иногда сверкающие, ловящие свет, иногда напоминающие рисунок мелом на тёмном фоне. А на фоне светлого неба они становятся тёмными.

Его техника гравировки каменными шлифовальными кругами придаёт работам зернистость и оттенок рисунка мелом, и в отличии от чётких и сдержанных линий традиционной гравюры, позволяет передать эффект предварительных эскизов.

К сожалению, нам пока не удалось добыть больше информации о самом процессе его работы. Представленные фотографии несомненно являются постановочными.

Джон Хаттон (1906 – 1978гг)

Из доступных текстов известно, что фигуры Ангелов такого размера гравировались каменными кругами. В процессе работы круги смачивались влажной губкой, снятый стекольный шламм отсасывался пылесосом.  

Применялись полировальные круги с последующей доработкой мелкими каменными кругами. В отдельных случаях силуэт фигур предварительно был отпескоструен.

Лоуренс Уистлер и Джон Хаттон почти одновременно в 20 веке совершили прорыв в технике гравировки стекла (каждый в своей), решившись и потрясающе воплотив его в работах на больших плоскостях. Оба подлинные новаторы!

Бесконечно уважая хранителей традиций сложной техники гравировки стекла на медных колёсах, сам этот, малознакомый нам в России приём работы, удивительные по фактурам поверхности работы знаменитых художников, хочется признать, что любые поиски в развитии необходимо только приветствовать.

XXI Век. Классика и новаторские методы гравировки стекла

В 2006 году, проработав 24 года в классической технике гравировки стекла на станке, мы постепенно начали экспериментировать с гравировкой на больших плоских стёклах. И сегодня только изредка возвращаемся к традиционной технике. 

Работа мотором с гибким валом требует организации совершенно другого рабочего пространства. Чрезвычайно важно, чтобы оно было максимально удобным для работы, продуманным до мельчайших деталей, помогающим автору воплощать свои идеи в произведении.

Методике гравировки стекла при помощи мотора с гибким валом на больших плоскостях мы посвятили сообщение, изданное в сборнике докладов конференции в музее стекла Елагиноостровского дворца-музея.

Здесь кратко.

Рабочее место гравера для работы с большими полотнами стекла
Рабочее место гравера для работы с большими полотнами стекла

Рабочий стол 3-х метровой длины с большим поддоном для сбора воды позволяет создать 2 рабочих места. Продольные штанги над столом служат для подвеса щитков, защищающих от брызг, зеркала для контроля процесса гравировки, установки опорных брусков для размещения обрабатываемого стекла и подвеса мотора с гибким валом.

Поддон снабжён системой слива воды через отстойники от стекольного шламма. Удобно организованы системы подачи воды и освещения в рабочей зоне гравировки. Подлокотники, регулируемые по высоте, позволяют вести гравировку по всей плоскости стекла. При необходимости в рабочем пространстве может быть установлено стекло размером до 3-х метров длинной.

В работе используется оригинальный американский мотор Foredom с гибким валом со сменными наконечниками. На наконечники устанавливаются алмазные, абразивные, полировальные круги.

Стол для гравировки стекла
Стол для гравировки стекла
Гравировка на стекле "Грифон"
На переднем плане гравируемый Грифон, на втором его отражение в зеркале. Очень удобно контролировать весь процесс работы
Для работы над стеклом размером 1600 x 1400 мм пришлось оборудовать выносной поддон и опустить его вниз. Это позволило работать в верхней части стекла.
Размер стекла позволял работать одновременно вдвоём
Размер стекла позволял работать одновременно вдвоём

Современная гравировка стекол на больших плоскостях

Благодаря удобно организованному рабочему пространству мы уже не ограничены в размерах обрабатываемого стекла и получили возможность экспериментировать с новыми для себя приёмами обработки.

Мы ни в коем случае не претендуем на роль первооткрывателей в применении этих приёмов. За столетия развития этого искусства множество художников в той или иной степени начинали применять их в своём творчестве. Нам остаётся только проследить и творчески развивать их.

Выставка витражей в Музее стекла на Елагином острове. Кабинетный витраж. Размер 2130 - 1800 мм.
Выставка витражей в Музее стекла на Елагином острове. Кабинетный витраж. Размер 2130 - 1800 мм.

Скульптура в стекле

Так в начале 2000-х мы всё чаще стали применять в своей работе гравировку укрупнённым зерном алмазного инструмента. Это позволило перевести гравировку стекла в разряд резьбы, т.е. значительно усилить глубину рельефа. Таким образом традиционная, одна из самых классических техник – гравировка приобрела скульптурную выразительность.

Одновременно мы получили новую, очень важную для себя, фактуру поверхности стекла. Работа алмазными кругами с зерном 315 мк. придаёт рисунку сверкающие на свету эффекты за счёт крупных сколов. Так постепенно мы начали формировать новую для себя палитру фактур.

Дриада –  грубая фактура женской фигуры на просмотр через вуаль тонкой матовки становится нежной – задача подчеркнуть контраст коры дерева и тела Нимфы.
Дракон Горы – Дракон спрятан в глубине. Яркие сверкающие скалы выполнены грубым алмазным зерном, голова и тело – зерном мелким с подполировкой. Монстр в тени, во мраке пещеры.
Ангел – тело Ангела более гладкой фактуры, а над ним яркое, мощное крыло уходит в бесконечность за счёт полировки.

Гравировка алмазной пилой

Развитием этого направления стало использование при гравировке алмазной пилы. Кроме сверкающей фактуры поверхности стекла получились совершенно неожиданные эффекты, которые можно назвать эффектами «второго света» от вреза пилой и конечно «фигурной прорези»

Серра – сейчас в работе. Пропилы выражают мощь и скорость движения. 

Серра стремительно рвётся сквозь бурю. Сквозные прорези как прорыв сквозь пространство.
(Серра. Рыба-птица – сказочное существо из средневекового Бестиария).

Мольба – выпуклый диск оптического стекла содержит крылатую фигуру, полуптицу-получеловека, взмывающую к верхнему краю стеклянной материи. Искрящаяся фактура следа алмазной пилы объединяет тело и крылья, превращая в ирреальное свечение этот образ.
Пробуждение – контраст мощной фактуры ледяных торосов и тихой, нежной русалки, всплывающей из тёмной глубины.
Белое Безмолвие – ощущение неизвестности, существования вечного, всесильного – мощные врезы пилы в контрасте с тёмными ликами, выполненными грубым зерном, создают загадочность этого бесконечного пространства. Образ Смотрителей на входе в таинственный мир.

Английская техника «пуантилизма» в стекле, техника точечной гравировки, всегда поражала нас своим лёгким, полупрозрачным эффектом. Потрясающий приём!

Только у нас он более резкий, глубокий. Максимально сверкающий, ловящий солнечный свет. Тончайшая вуаль пуантилизма превращается в яркие глубокие сколы, выбитые молотком и остро заточенным остриём скарпели.
Мы назвали этот приём – «выколотка».

Млечный Путь – мощные сколы, яркие, сверкающие, переходят в тончайшую вуаль мелкой выколотки, создавая впечатление пространства, уходящего в глубину.
Гравировка арт-объекта "Шоу"
Процесс работы.

Шоу – яркие выколы на фигурах контрастируют с чёрными тенями, летящими вслед за гимнастами, создавая ощущение стремительности, опасности, риска.

работа над "Шоу"
Комплект тонко заточенных скарпелей
"Пейзаж" фрагмент гравированного стекла в процессе работы
Процесс работы.

Палитра стеклянных фактур

Для решения образа «Пейзажа» создавалась широкая палитра фактур поверхности – яркие лучи солнца сквозь ель, сверкающий снег на ветвях – «выколотка». Медленно текущая вода, холодная, густая, зимние ели сквозь морозную дымку – абразивные резины, шкурки. Далёкие горные вершины – чешские полировальные круги Polpur. Яркие глубокие сугробы на переднем плане – грубое алмазное зерно.

Распределение глубин гравировки и ювелирная работа абразивными «резинами» с разного размера зерном, почти не вдаваясь в глубину, или даже поверхностное тонирование стекла, дало возможность на такой большой площади (1600 х 1400 мм.) выстроить объёмы и абразивными резинами оттонировать их так, чтобы они передавали и глубину пространства и строй планов – ощущение заката, свет солнца, спрятавшегося за стволом ели, тени от сугробов на воде и воду затянутую кое где тонким льдом.

«Выколотка» позволила создать необходимый контраст между самым ярким местом в композиции (солнечным диском) и стволом ели – сверкающая фактура, созданная скарпелью, позволила отобразить эффект светящегося сквозь ель солнца.
Гости Эрмитажной конференции ICOM Glass у нас в мастерской - директора европейских музеев стекла.
Гости Эрмитажной конференции ICOM Glass у нас в мастерской - директора европейских музеев стекла.
Волны под крылом Серры выполнены абразивными шкурками.
Волны под крылом Серры выполнены абразивными шкурками.

Подсветка - еще один инструмент гравера по стеклу

Свет играет огромную роль в восприятии произведений из стекла, особенно гравированного стекла. Разумное использование подсветки, как приёма для воплощения замысла, открывает новые возможности для художника, она становится инструментом.

В кинематическом объекте «Пробуждение» необходимо было, чтобы Русалка выплывала из глубины, а льдины сверкали на поверхности.

Проблема была решена следующим образом: русалка гравировалась под линзой и просматривалась сквозь стекло, а с другой стороны торец линзы был изрезан алмазной пилой далеко в глубину и ярко подсвечен. 

Теперь льдины ярко светятся на поверхности воды, а сонная Русалка осторожно выплывает на солнышко. Зритель смотрит на объект сверху, линзы подрагивают и от этого слегка кружится голова, точно так же происходит, когда смотришь на струящуюся воду.
В работе над арт объектом «Шоу» торцевая подсветка позволила создать атмосферу цирковой арены, усиливая контраст между яркими, сверкающими фигурами гимнастов на переднем плане и лицами зрителей в глубине, изображенными лишь силуэтно, очень лёгкой выколоткой, их еле видно, но можно прочесть выражение восхищения, изумления этим фантастическим полётом. А чёткая разбивка на свет и тень, летящие по арене тени от их фигур создают впечатление иллюзорности всего происходящего.

В работе «Таинственные миры» хотелось получить общий зеленоватый оттенок панно.

В качестве материала для работы мы взяли стекло с большим содержанием окиси железа – обычное оконное 6 мм. При торцевой подсветке зеленоватый оттенок гравированного изображения, с краёв почти невидимый глазу, к центру набирает силу и ярко читается, причём чем больший путь прошёл световой луч, тем больше цвета он набрал.

В работе применялись алмазные колёса, абразивные резины и очень много «выколотки» тонко заточенными скарпелями. Именно эта техника позволила передать фантастичное, фееричное свечение космоса.

Для создания образа художнику желательно использовать все доступные приёмы работы со стеклом и мы постоянно стремимся разнообразить свою палитру.

Это очень интересный творческий процесс! 

Гравировка стекла. Современные возможности развития.
Закрыть меню