Декоративно-прикладное искусство. Гравировка по стеклу

Просто удивительно, как порой умелые руки способны преобразить обычный предмет в прекрасный художественный объект. Главное отличие изделий такого вида творчества от произведений изящного искусства, их возможность практического применения в повседневной жизни.

Одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства является гравировка по стеклу. Изначально люди высекали рисунки и надписи на каменных, а позже медных изделиях. Это делалось с целью украсить простые предметы и придать им определенную ценность.

История русского художественного стекла берет начало в Киевской Руси с незамысловатых украшений женской бижутерии. С течением времени появляются стекольные заводы, которые занимаются выпуском массовой продукции: люстр, посуды, табакерок и других предметов роскоши.

Гравировка по стеклу - бокалы и штоф
Гравирока по стеклу - графин и бокалы

( На фото фрагмент набора гравированной посуды “Рыцари” )

Однако первой, кто обратил внимание на работу со стеклом, как на отдельный вид искусства была советский скульптор Вера Мухина. В экспериментальной ленинградской лаборатории она неустанно искала новые способы работы с хрупким материалом. Так ее знаменитым произведением является скульптура «Сидящая». Объект представляет собой куб из стекла, в который заключена изящная фигурка сидящей девушки буквально из воздуха. Полая скульптура в стекле поражала своей уникальностью и новизной. Так идеи В. Мухиной дали новый толчок в направлении работы со стеклом.

Ручная гравировка по стеклу, как отдельный вид искусства

Гравировка по стеклу – довольно непростое ремесло, сродни ювелирному делу. Это кропотливый труд, требующий усидчивости, умения и любви к творчеству. Сложный процесс включает множество этапов, начиная с создания эскиза и заканчивая готовым изделием. Мастер работает специальным инструментом-гравером. Меняя различные насадки, наносит рисунок или надпись на стекло. Так, изменяя направления штриховки и включив воображение, можно добиться совершенно потрясающих результатов. Существуют различные методы нанесения рисунка:

Вручную

Работа вручную наиболее трудоемкий и сложный процесс. Но только так получаются шедевры, которые имеют ценность для ценителей прекрасного, выставок и музеев. Порой на создание одной лишь работы может уйти несколько месяцев упорного труда. Нанося изображение, только мастер способен вдохнуть в него жизнь, передать настроение и придать задуманному образу характер.

С помощью лазера

Главная роль в создании конечного результата принадлежит лазерному станку. Специалисту необходимо лишь поставить задачу и контролировать процесс. Вся работа автоматизирована. В компьютере загружается рисунок, а дальше лазер выжигает его на материале.

В мастерской Владимира Маковецкого и Елены Лаврищевой лазерного станка нет. (Может быть, что пока нет). Все работы по гравированию стекла и хрусталя выполняются с помощью электромеханического инструмента – бормашинок и специального станка. Иногда в буквальном смысле вручную.

МАСТЕРСТВО ХУДОЖНИКОВ Е. ЛАВРИЩЕВОЙ И В. МАКОВЕЦКОГО

Сегодня одними из лучших художников-граверов по стеклу являются Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий. Творческий дуэт образовался в далеком 1995 году. Они выполняют свои работы вручную и создают настоящие произведения искусства. От других именитых скульпторов их отличает свой особый стиль. В их копилке множество наград и выставок, как в отечественных, так и в зарубежных музеях.

Художники специализируются на холодной обработке стекла, гравировке хрусталя и оптического стекла. Рисунки на оптическом стекле полны глубинного смысла, как, например, в работе «Сфера». На хрустальной сфере изображена старинная земная карта. Рассматривая внимательно эту работу, возникает ощущение, будто главный и непознанный смысл композиции остается далеко в глубине земного шара.

Лаврищевой и Маковецкому удается совмещать традиции отечественного стеклоделия и изготавливать индивидуальные высокохудожественные изделия. Так, в основе многих работ лежат литературные сюжеты, известные персонажи и сценки из истории или мифологии.

Например, многофигурная композиция «Рейнеке Лис» выполнена с помощью алмазного инструмента на двух пластах оптического стекла. Это дает эффект глубокого внутреннего пространства и «оживляет» героев.

А в объекте «Сцилла и Харибда» работая с гравированным оптическим стеклом, авторы использовали скульптурные приемы. Это наполнило элементы рисунка движением, причудливостью форм и фантазийностью сюжета.

гравировка по стеклу - несколько работ на выставке
Гравировка по стеклу - несколько работ В. Маковецкого и Е.Лаврищевой на выставке

В работах художников встречаются и природные мотивы. Так панно «Пейзаж» выполнено на стекле с помощью классических инструментов, а также молотка, зубила и алмазной пилы. На картине изображены гора, река, заснеженный берег, деревья и птицы. Художники уделили особое внимание деталям. Отчетливо видно, как искрится снег и блестит лед на реке. Деревья выписаны так тщательно, что хочется их потрогать рукой. Они кажутся удивительно настоящими. Поражает глубина гравировки, так и кажется, что это уже скульптурная композиция, а не просто картина на стекле.

Человеческая фигура использована во многих композициях знаменитых авторов. Образ человека наблюдается в композиции «Дриада». Молодое тело нимфы проступает сквозь густые заросли листвы. Благодаря, технической выдумке, объемная фигура вогнута с обратной стороны, и зрители имеют возможность рассмотреть скульптуру сразу со всех сторон. С помощью этого приема Лаврищевой и Маковецкому удалось создать трогательный образ сказочной нимфы. Работа «Дриада» является образцом удачного союза классической пластики и пустотной скульптуры.

Надо отдать должное талантам петербургских художников Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого. Кроме работ с ручной гравировкой по стеклу, они авторы эксклюзивных арт – объектов, уникальных скульптур, авторской посуды, зеркал в венецианском стиле, декоративной пластики и многого другого. Их творчество неизменно привлекает ценителей своей экспериментальной новизной, многогранностью и всегда вызывает удивление, которое граничит с восхищением.

Декоративно-прикладное искусство. Гравировка по стеклу
Закрыть меню