Стекло завораживает людей с древних времен. Множество раз человечеству казалось, что вот сейчас оно будет никому неинтересно, так как появлялись новые, более современные материалы. Но, как кино и телевидение никогда не вытеснят книги, так и стекло продолжает открываться мастерам с новых сторон, позволяет находить все новые способы укрощения себя. Идет XXI век нашей эры, а стекло все еще будоражит души художников по всему миру. Его обработка становится все сложнее и изысканнее.
Завораживающая ветвь декоративно-прикладного искусства – художественная гравировка по стеклу. За века было накоплено множество инструментов для обработки хрупкого материала – от грубых зубила и молотка до современных тончайших лазеров.
Сложный, капризный материал допускает к себе лишь самых смелых.
Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий – известные по всему миру художники-граверы по стеклу – виртуозно используют все известные человечеству приемы. В зависимости от назначения предмета, темы произведения и иногда настроения, они пользуются различными инструментами и способами. Широта мышления этого плодотворного дуэта художников-граверов поражает.
Мы видим предметы, совершенно разные по назначению, размеру, сложности, стилю. От исключительно классического Святого Георгия, который будет весьма уместным на столе мэра Москвы или президента Российской Федерации – до абстрактного воздушного арт-объекта «Белое безмолвие», который будет понятен и приятен любителям современного искусства.
Много работ на мифологическую тему, от древних сказаний до вполне современных, навеянных книгами Дж.Р.Р.Толкина. Насколько эффектна их «Балена» – изображение средневекового чудища, живущего в океане и пугающее морских покорителей. Встреча монстра с кораблём закручено в динамическом вихре, зритель чувствует напряжение и ужас момента. Словно фотография остановила момент перед огромной катастрофой…
И совершенно другое состояние у панно «Пейзаж». Оно безусловно стоит в одном ряду с произведениями Репина и Шишкина. Успокаивающий душу реализм, такой близкий русскому зрителю. Кропотливое создание заставляет также долго наблюдать, жадно впитывая детали. Почти целый год ушел на его создание. Оставим за кадром, сколько тщательной работы в этом листе стекла размером 1,5 х 1,6 м. И теперь зритель может часами стоять у этого панно, рассматривать его, словно медитируя, и вдруг уже слыша шум леса и уханье совы. Наблюдая, открывать для себя все новые моменты, замечая совершенно разные техники.
Отдельного внимания требуют их удивительные, так называемые «пустотные» произведения. Для подобных вещей в современном искусствоведении еще нет устоявшегося названия – настолько редки сами скульптуры. Но Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий оставили весомый вклад и здесь. С помощью обработки пустот внутри стекла, матирования стенок и последующего подсвечивания получаются потрясающе объемные работы. «Пробуждение», «Ангел». Словно обратная классической мраморной скульптуре – стеклянная пустотная ничем не ограничена. Ей не нужно создавать центр тяжести, подбирать соответственно позу. Художник просто «рисует» фигуру внутри кристально чистого стеклянного блока и ограничен лишь своей фантазией. Рисует, хотя это объемное произведение. Это удивительно и открывает совершенно новые горизонты перед мастерами.
Художники оставляют за собой право искреннего творчества, не ограничивая себя рамками рынка. В итоге получаются шедевры, которые сами находят своего покупателя.
Анастасия Комкова, искусствовед