Гравировка – это способ нанесения рисунка или надписи на материал. Классическая гравировка делается инструментом, с помощью которого вырезается рисунок на каком-нибудь изделии. Например, в селе Кубачи (Дагестан) гравировка на серебре до сих пор выполняется вручную. Мастера-граверы, если можно так сказать, буквально вырывают металл из изделия, на котором делается гравировка.
Происхождение слова гравировка в русском языке, скорее всего является заимствованием от немецкого gravieren или французского graver. Оба эти слова можно перевести как “вырезать”, что достаточно точно характеризует способ нанесения рисунка.
Чаще всего, при обработке любого материала, рисунок делается углубленным. Способов создания гравировки в современном мире достаточно много. Считается, что изначально развивалось такое направление искусства, как резьба по дереву, и постепенно этот способ нанесения рисунка распространился на другие материалы: камень, металлы и, конечно же, стекло.
Гравировка стекла или гравирование стекла – выполняется различными способами и техниками.
Наиболее распространенными являются:
- ручная гравировка
- гравировка бор-машинками
- лазерная гравировка
Также для создания рисунка используются различные способы шлифовки и полировки материалов.
Владимиром Маковецким и Еленой Лаврищевой при создании художественных изделий разработан и применяется уникальный способ художественной колки стекла молотком и зубилом, что позволяет создавать оригинальные искрящиеся фактуры.
Ручная гравировка стекла
Применительно к гравировке стекла ручная гравировка выполняется инструментами, позволяющими вырезать на стекле тонкие линии. Поскольку стекло является твердым материалом, то для создания рисунков при ручной гравировке используют инструменты с алмазными наконечниками (ручной алмазный инструмент).
По форме ручной инструмент для гравировки стекла может отличаться от представленного на рисунке. Его форма может напоминать шариковую ручку или отвертку, но чаще всего инструмент похож на гвоздь или керн.
При ручной (и не только) гравировке стекла сначала создается эскиз. Обычно это рисунок карандашом на бумаге, который после согласования с Заказчиком (или по решению авторов) переносится на стекло. Затем художник-гравер проходит алмазным инструментом по линиям рисунка. Если предполагается достаточно большая глубина изображения, то рисунок наносится как бы по слоям. Сначала верхний слой и затем более глубокие.
Так же делают, чаще всего, при нанесении гравировки с помощью бор-машинки.
Гравировка стекла бор-машинками
Да, определенное сходство с бор-машинкам у врача-стоматолога есть, но у художников Владимира Маковецкого и Елены Лаврищевой выбор бор-машинок для гравировки достаточно большой.
Это позволяет достаточно глубоко врезаться в стекло и создавать объемные изображения.
Наверное ни одно из произведений Е. Лаврищевой и В. Маковецкого не было создано исключительно одним способом. Всегда применяется несколько инструментов, классических и новаторских приемов.
Лазерного станка пока в мастерской нет. Да и, наверное, настоящим художникам он не нужен.
Посмотреть работы можно тут.